Сегодня вожаки украинской оппозиции распустят по домам своих сторонников, приехавших в Киев из других городов. На прощание устроят «праздничный вечер». Корреспондент «Газеты.Ru», более двух недель проведший на майдане, рассказывает, как прошла самая массовая акция гражданского неповиновения в истории бывшего СССР.
Статистика революции
По данным руководства палаточного городка, в лагере 17 дней постоянно проживали около 10 тыс. человек, причем максимальное количество достигало 15 тыс. Охраняли лагерь 500 человек, а на его территории за все время существования работали 220 отечественных...
Оранжевая революция началась с того, что летом один из сотрудников штаба Виктора Ющенко, ответственный за наружную рекламу, выбрал оранжевый цвет как главный колер президентской кампании. Теплый цвет понравился. Уже в июле на митинге, когда Ющенко заявил о том, что он баллотируется в президенты, вся площадь пестрела оранжевым, а осенью оранжевый бум уже вылился в массовую моду. Как рассказал «Газете.Ru» один из приближенных к Ющенко, сотрудники штаба даже не ожидали, что цвет постигнет такой успех, однако не могли упустить шанс использовать людей в качестве ходячих бесплатных агитаторов.
Перед первым туром выборов штаб решил объявить «оранжевую неделю». Украинцев призвали продемонстрировать свою гражданскую позицию и добавить оранжевый цвет в одежду или любые окружающие предметы. Идея была подхвачена на ура. У штабов Ющенко и палаток его кампании машины и люди выстроились в очередь, чтобы бесплатно получить что-нибудь оранжевое – флажки, ленточки, огромные целлофановые полотнища с надписью «Ющенко – Так!».
«Ой, а где вы взяли такой платочек? – наклонилась симпатичная девушка в кафе к моему собеседнику. Собеседник – советник Ющенко Олег Медведев – торжествующе улыбался и подмигивал мне, но оранжевый платочек, похожий на пионерский галстук, не отдавал.
Даже Глеб Павловский, присланный из Москвы на поддержку Виктора Януковича, восхищался оранжевой составляющей кампании и один раз не удержался и надел оранжевый шарфик. «Оранжевая кампания очень хороша и очень здорово подхватывается молодежью. Это просто создание моды», – говорил он корреспонденту «Газеты.Ru». Перед выборами в магазинах скупили все оранжевое, что было на прилавках. Если сначала для наглядной агитации использовали качественный материал, то потом в ход пошел обычный полиэтилен. Сейчас на Крещатике уже продаются оранжевые шарфики с надписями и без надписей за 30 гривен ($6), а модные спортивные магазины за комплект спортивной оранжевой шапки и шарфа берут уже $30.
Революция
Вопреки многим представлениям, к затяжной массовой акции руководство штаба Ющенко было не подготовлено. В понедельник после выборов, когда по предварительным итогам голосования стало понятно, что Ющенко в президенты не проходит, «оранжевые» кинулись за организационной поддержкой к Александру Морозу. Лидер социалистов имел богатый опыт в организации уличного сопротивления. Именно он отдал «оранжевым» депутата Юрия Луценко, обладающего большим опытом организации акции «Украина без Кучмы» в 2000–2001 годах.
Социалист стал главным координатором Майдана? и первоначально он организовывал колонны на Раду, руководил коридорами и блокировкой административных зданий. От социалистов оранжевым достались и первые палатки – в количестве 100 штук.
Кроме Луценко, на майдане было много командиров. Депутат Николай Томенко почти не покидал сцены и был главным заводилой непрекращающегося митинга, постоянно срываясь в речи на политические кричалки. После организации Комитета национального спасения главным по акциям стал его председатель Александр Зинченко. Координатором всех уличных акций являлся также депутат Тарас Стецкив. Однако у них в отличие от Луценко не было опыта.
За уличной организованностью стояла страшная неразбериха внутри – в штабе, а затем и в Комитете национального спасения.
По данным «Газеты.Ru», председатель политисполкома СПУ, занимавший в Комитете национального спасения кабинет прямо напротив Юлии Тимошенко, звонил Морозу и жаловался: никаких решений принять невозможно, те, к кому можно обратиться, ни за что не отвечают, а кто отвечает – слишком важные персоны, чтобы к ним обращаться по организационным вопросам. Так, например, в штаб к Ющенко поступила просьба от четырех сотрудников Минфина, которые просились поработать эти дни в правительстве, чтобы не разрушить экономику. Когда на всех уровнях решение их пустить было согласовано, заявление зачем-то попало на стол к Ющенко, где лежало еще неделю без подписи – руки не доходили.
Неразбериха в штабе доходила до смешного. Однажды корреспондент «Газеты.Ru» осматривал импровизированный центр по расселении в Киеве иногородних ющенковцев. Подошел сотрудник центра и стал предлагать деньги «на обратную дорогу до Николаева». Спутал с каким-то оппозиционером. Я рассказал об этом случае Олегу Медведеву. «Вам просто повезло, вот я не могу никак денег найти музыкантам – авторам главного хита майдана «Разом нас багато» («Вместе нас много»). Им не на что жить вообще», – жаловался Медведев.
Охрана
Когда майдан ночью пустеет, около сцены остаются не меньше 30 хмурых ребят в камуфляже, которые не стремятся поддерживать разговор. Организация охраны на майдане, у администрации президента, Рады и всех мест большого скопления «оранжевых» – одна из загадок революции. Тем не менее факт – за две недели акции протеста в Киеве удалось не допустить ни одной провокации и ни один человек из 500 тысяч гулявших по городу не пострадал в давке или драке. По словам лидеров штаба, очень многое зависело от высокой самоорганизации людей, пришедших митинговать.
Однако самоорганизация очень хорошо организовывалась: на моих глазах люди в оранжевом с рациями выстраивали цепи сдерживания, коридоры для депутатов и предотвращали провокации. Когда сторонники Януковича первый раз спустились на майдан небольшой кучкой, между ними и митингующими тут же встали охранники с рациями и не давали им пересечься, пока не стало ясно, что ни у тех, ни у других кровожадных намерений нет.
Как стало известно «Газете.Ru», охрану, как и техническую организацию, тоже курировали депутаты Рады. Всю работу охраны на майдане и Киеве в целом координировал народный депутат-радикал Алексей Ивченко – председатель Конгресса украинских националистов. Отряд личной охраны Ющенко возглавлял депутат Евгений Червоненко.
Деньги
«Значит, стоят валеночки рядами – все везде американское! От! И горы оранжевых апельсин. И это на фоне «Оранжевое море, оранжевое небо…». От такое от!»? – такими словами описывала происходящее на майдане жена Януковича Людмила на митинге в Донецке. После этого «оранжевые» стали для смеху на валенках писать фломастерами «Made in USA». На самом деле финансовое обеспечение революции Западом – большое преувеличение. По словам источника из окружения социалистов, Америка действительно выделяла средства на избирательную кампанию Ющенко (США и сейчас уже выделили из бюджета $3 млн на переголосование), однако после выборов дополнительных вложений просто не понадобилось.
Что-то осталось от прошлых акций – например палатки. Что-то – от кампании Ющенко – это большие грузовики с плазменными экранами, которые стояли на Крещатике, у Верховной рады и администрации президента.
Однако в основном революции помогали люди со стороны. «Мы только в понедельник открыли счет и объявили о нем, как уже к утру вторника на нем было 1 млн гривен ($200 тыс.)», – рассказывает источник в штабе.
Деньги на поддержку революции присылали бизнесмены из Европы, разбогатевшие украинские эмигранты, многие фирмы Киева. Только при мне кто-то позвонил на мобильный телефон сына депутата Оксаны Билозир (певица и подруга жены Ющенко) и спрашивал, куда перечислить деньги. Как выяснилось, это были украинские бизнесмены из Австрии. Хотели бросить в топку революции $4 тыс.
Не обошлось и без помощи известных олигархов: я видел помощника Бориса Березовского Демьяна Кудрявцева, который ходил между палатками с бейджем «пресса» и решал какие-то оргвопросы. На вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о цели визита на Украину «пресса» ответила: «В гости приехал. Не для прессы».
Про горы оранжевых апельсинов Людмила Янукович тоже преувеличила, однако еды в палаточных городках было и правда очень много. Корреспондент «Газеты.Ru» посидел на костре всего 20 минут, за которые ему успели предложить пряники, бутерброды, конфеты, печенье, семечки, горячие блины и свежую прессу. По словам организаторов палаточного городка, все это в основном несут простые люди. Что-то принести или пожертвовать митингующим в Киеве стало хорошим тоном. Сети дорогих ресторанов привозили горячие обеды, бесплатно продукцию поставляли кондитерские фабрики, а некоторые люди просто покупали еду и несли на майдан.
«Моя мама, например, вчера принесла сюда ящик водки», – рассказал студент журфака Киевского университета Андрей. По его словам, в самом палаточном городке еды и теплых вещей так много, что по ним уже ходят. Тем не менее на митинге депутат Томенко продолжал призывать принести что-нибудь в палаточный городок. Всему виной опять-таки организация. У палаточников с Крещатика не было связи с майданом, а лидеры оппозиции за все две недели акции так палаточный городок и не посетили.
Как бы то ни было, теперь перед штабом Ющенко стоит другая проблема. «Главный вопрос – как их всех отсюда вывезти. Людям, приехавшим из провинций, здесь настолько хорошо, что отсюда никто так просто не уедет», – рассказал «Газете.Ru» источник в штабе.
Знайшов тут